Пасха в Польше
Не зря говорят: «что край — то обычай». Ибо, действительно, каждая страна, каждый народ имеет немало интересных обрядов, свои традиции весенних и зимних праздников. А вот о том как проводят Пасхальные праздники в Польше можно узнать, побывав на выставке, которая открылась недавно в музее этнографии и художественного промысла.
Ее организаторы — Государственный этнографический музей в Варшаве, совместно с Музеем этнографии и при поддержке Генерального консульства Республики Польша во Львове, сумели воссоздать атмосферу польской Пасхи.
В Польше, как и во многих других странах, пасхальные традиции впитали в себя элементы дохристианских обрядов и так или иначе связаны с изменениями в природе и календарем сельскохозяйственных работ. Весенний цикл, который начинается Попельцовою Средой и продолжается до воскресенья Сошествия Святого Духа, богатый обычаями и обрядами.
Так, в четвертое воскресенье Великого поста во многих польских селах, оказывается, была традиция курить мажанну — соломенную куклу (женщину) как символ зимы и смерти, что сопровождалось внесением «гаика-МАИК» — вечнозеленой ветви, украшенной цветами и писанками . Предпасхальный неделя началась традиционно Вербным воскресеньем. В этот день посвящали ветки вербы, украшенные цветными лентами, красочными цветами и зеленью.
Иногда они достигали 2-4 метров. Их ставили у алтаря в храме и на углу, возле икон в доме. В Южной Польше, в Токарные (около Мисьленци) еще в XV в. существовал интересный обычай, о котором рассказывают фотографии с выставки: на Вербное воскресенье селом возили деревянную фигурку Иисуса Христа, который едет верхом на осле — как воспоминание о Его въезд в Иерусалим.
Правда, впоследствии этот обычай подзабыли. А возродился он только через двести лет. Сейчас такая процессия осуществляется особенно торжественно и привлекает к себе внимание туристов, как и театрализованные представления о Страстях Христовых — семинаристы с мирянами воспроизводят крестный поход на Голгофу. Наиболее популярным местом его проведения стала Зебжиданська Кальвария (Южная Польша).
Здесь до сих пор проводят страстные действа в святилище XVII в. Есть у поляков хорошая традиция в Пасхальную субботу посвящать терн и огонь: от принесенных с костела угольков или свечей, а в последнее время стали все чаще использовать спички, хозяева зажигали «молодой» огонь. Сохранилась и традиция окроплять поле святой водой. С этой целью мужчины общины верхом (отсюда и название — процессия ста лошадей) с местным священником обьиджалы поля вокруг села.
Который Пасху без яиц!? С покон веков яйцо было символом жизни, а потому раскрашивая его, подбирали цвета и узоры, которые имели определенное символическое значение. Как свидетельствуют материалы выставки, в каждой местности существовала своя техника писанкарства.
Наиболее распространенной была батикова — роспись воском (двух-и многоцветная), которая характерна для местности Радом и Опочнi. В Опольского Силезии вишкрябувалы узор, а на Курпях и в Ловицькому обклеивали выдутые яйца белой сердцевиной тростника и миниатюрными разноцветными многослойными вытынанками (такими даже украшали дома).
Неотъемлемым атрибутом польского пасхального стола был и остается агнец — ягненок с красным флажком. Этот символ, проникнутое с раннего христианства, был воплощением идеи Воскресения, прообразом Воскресшего Христа. Если сначала агнца выпекали в специальных формах из воска, масла, марципан или яичного теста, то сейчас для этого используют сахарную массу или пластилин.
Важным атрибутом всех христианских праздников всегда была вода, которая, как верили, имела животворные, лечебные свойства, а в Пасхальную ночь набирала особую силу. Поэтому, наверное, не случайно на второй день праздников ней окропляли землю и обливали друг друга. Чем особенно забавлялась молодежь (этот обычай иллюстрируют картины межвоенного периода, экспонировались на выставке).
Отсюда и название — обливные Понедельник, который в Польше называют Шмигусом. Еще одна традиция этого дня: ребята водили по деревне «петушка» — тележка, украшенный разноцветными бумажками, лентами, куклами, которые олицетворяли свадебный кортеж, с живым петухом (символом плодородия и мужского начала) или его деревянной фигуркой.
Несмотря на то, что выставка, демонстрируя богатую польскую культуру, является этнографической, она своим разнообразием все же создает веселое настроение, которое невозможно не почувствовать.
Добавить комментарий