Пример Польши: крах от «сильной руки», расцвет при демократии
Пример межвоенной Польши показывает: общество должно пройти все этапы гражданского становления через идеализм, хаос, авторитаризм, разочарование — к пониманию цены демократии.
Если кто из вас побывает в старых традиционных польских домах, он вместо усача-Шевченко увидит усача-Пилсудского. Юзеф Пилсудский является для поляков и освободителем, и символом восстановления государственности, и отцом нации одновременно. Несмотря на любовь к поэта Адама Мицкевича последний «отцом нации» не стал. В этом определенная разница между украинским и поляками, и очевидно она напрямую зависящая от проигрыша Украины в Первых Освободительной соревнованиях. Если УНР удержала государственность, то образ полководца-победителя оттеснил бы мученика-поэта, например атаманы Симон Петлюра, Нестор Махно или полковник Петр Болбочан на эту роль годились.
Надежда нации
Пилсудский спас не только Польшу, дав победный бой Красной армии под Варшавой в 1920-м году, — он спас, по словам литовского историка Йонаса Рудок аса, еще и Литву, на которую уже началось наступление войск Тухачевского. Но самих поляков это мало волнует — им важнее то, что Пилсудский также вернул Польше земли на Востоке, — Галицию, Волынь, Западную Белоруссию и окрестности Вильнюса (Виленщины), откуда, в конце концов сам родом. Одновременно взял на себя тяжелую ответственность за Рижский мир с большевистской Россией, который фактически перечеркнул его планы восстановления полинациональных Речи Посполитой и возникновения независимых буферных Украине и Беларуси между Польшей и Москвой.
Конфликт, унесший за собой 379 погибших, из них 164 гражданских, был назван «майским переворотом». Пилсудский далеко не стремился: а) жертв б) изменять конституционный строй, — он верил в необычайную силу своего авторитета. Кровь пролилась, а в государственном устройстве Пилсудский решил поднять президентские полномочия (сам от них отказался), предлагая на это место Игнация Мосцицкого.
Автократ
Затем началась «выстраивание вертикали власти», по нынешней украинской терминологии. Как пишет польский историк Кшиштоф Бурнетко, сначала новый президент Польши [читай: марионетка Пилсудского] подписал в ноябре 1926 г. указ о наказании за распространение неправдивых данных и пренебрежение представителей государственной власти (чем не закон о клевете от регионалов?). В декабре 1926 г. Сейму удалось заблокировать президентское распоряжение. Впоследствии всплыло решение об уменьшении независимости местных судов.
В 1930 Г. «ДОСТИЖЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ» вылилось в роспуск Сейма и ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛИДЕРОВ ОППОЗИЦИИ.
В 1930 г. «достижения стабильности» вылилось в роспуск Сейма и заключения лидеров оппозиции. Их посадили в известную нам с советских времен Брестскую крепость. Также в заключении в Вильно Пилсудский держал военных, выступивших на стороне правительства во время путча, — в том числе своих товарищей по борьбе за независимость.
После этого начинается период, историк Анджей Фришке, что был во времена ПНР связанным с диссидентами и вивищував роль Пилсудского, назвал «плюралистическим авторитаризмом». Зато другие скорее видят «скрытую диктатуру». Перед смертью Пилсудского в 1935 г. было изменено в его пользу конституцию, но она лишь формально подтвердила безраздельные полномочия Маршала. Это все произошло под лозунгом «морального очищения». Оно предусматривало «оздоровления общества», а привело к свертыванию гражданских прав, ограничение прав национальных меньшинств в политической, культурной и образовательной сферах. В частности авторитарная политика Пидсудського вызвала украинская терроризм в исполнении ОУН.
ПОСЛЕ СМЕРТИ Пилсудского, КАК ЭТО ЧАСТО БЫВАЕТ с диктатором, ВСЕ НАЧАЛО катиться к КРАХ 1939-ГО.
После смерти Пилсудского, как это часто бывает с диктаторами, все начало катиться к краху 1939-го. Диктатура одного превратилась в диктатуру нескольких диктаторов. Свои «центры влияния» имели министр иностранных дел, глава правительства, маршал Войска Польского и каждый видел себя отдельным «гетманом». Это привело к ряду стратегических просчетов, как хотя-бы вторжения после подстрекания Рейхом Войска Польского на польские этнические территорию в Чехословакии, или разрушение украинских православных церквей на Холмщине в 1938 г. Через год Гитлер со Сталиным закончат этот маразматический парад гетманского свободомыслия, и у поляков будет время серьезно задуматься над последствиями авторитарной и националистической политики. Хотя, стоит сказать, образ Пилсудского от этого не пострадал, а наоборот — призывал к освобождению от оккупации.
Светлый образ
После войны свобода мысли и политических взглядов могла существовать только в эмиграции. Там начинается странная тенденция, которая противоречила духу и практике Маршала. Весы начали набирать интеллектуалы либерального толка, «либерасты» в терминологии нашей «Свободы».
Они выработали концепции «УБЛ» (Украина-Беларусь-Литва). Польские «либерасты» группировались вокруг парижского польскоязычного журнала «Kultura», и сперва встретили шквал критики, потом же стали приобретать все больше привязанности. Речь шла о том, что новая Польша, которая когда-то же освободится из-под нового коммунистического ига, будет демократической и должна смириться с послевоенными границами, отбирали у нее для украинских Львов, для литовцев Вильнюс, для белорусов Гродно. Для послевоенного польского общества Дака мысль была шокирующей, на границе с предательством.
Один из идеологов УБЛ, поэт Юзеф Лободовский писал: «Когда крайние националисты с обеих сторон скорбят прочным рубежом, хотя и не могут с ним согласиться, я оставаться при убеждении, что достичь подлинной исторической сделки будет возможным после перечеркивания свершившихся фактов, перепросин за несправедливость и покаяния за совершенные преступления … »
Демократический дискурс в польском обществе усилило избрания Папой Римским Иоанна Павла II. Папа имел колоссальное влияние на поляков как в эмиграции, так и на родине. Он вошел в историю как сторонник мирного, но не менее решительного сопротивления. Вместе с каждый раз более отдаленным во времени усач-Пилсудским на стене (которого в советской Польше называли реакционером и чуть не фашистом) папа вызвал определенный ментальный поворот в сознании поляков, научил их большего уважения к мнению оппонента.
К слову, одним из интеллигентов, пришел к диссидентства из осознанных левых убеждений (что, впрочем было характерно и для таких украинских-восточных как Иван Дзюба или Левко Лукьяненко), был рожден во Львове, по образованию историк Яцек Куронь.
Куронь выступал за полнокровную поддержку бывших народов межвоенной Польши — украинский, литовцев и поляков в их стремлении к независимости. Знаменитый приятель Куроня, основатель «Газеты выборчей» Адам Михник также всю жизнь распространял идеи уважения к другому. Ссылался между тем и на слова Юзефа Пилсудского о том карлика гордыни, отравляет душу. Приведу еще несколько слов с памятной полякам цитаты. Говоря о склонности поляков позорить человека, не разобравшись в деле, Пилсудский сказал: «Речь идет только чтобы наплевать, говорится о внутреннем грязь, переполненная которым должна быть при этом душа, когда на это сподобилась. Речь идет о мерзкого явление человеческой души, которая на такое способна … »
ПОЛЯКИ почитай МАРШАЛА ЗА ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ В СВОЕ ВРЕМЯ, НО не переносят его МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ НА СЕГОДНЯ.
После смены коммунистического режима памятники Пилсудскому появились в каждом мало-мальски большей от «просто села» населенном пункте. Но никому из польских политиков не придет в голову призвать к сильной руке и возвращения авторитаризма.
Поляки уважают своего Маршала за то, что он сделал в свое время, но не переносят его методы и практики на настоящее. Мы бы могли так относиться к Степану Бандере. Но одни ненавидят его, а другие пытаются воплощать в 21 веке его идеологию.
Мораль
Нужно ли нам искать своего Пилсудского, Ататюрка и т.д.? Авторитаристични склонности п. Януковича карикатурно напоминают попытки Маршала развивать страну, однако не базируются на каких идейных убеждениях, кроме желания «спилить бабла».
Идейность демонстрирует ВО «Свобода», не скрывает своих стремление строить авторитарное государство. Тогда вопрос: есть нас 80 лет на то, чтобы пережить авторитаризм, хаос, войну, переосмысления и в конце прийти к становлению действенной демократии с сильным гражданским обществом и развитой экономикой? Нация бессмертна (по крайней мере в теории) и может пережить тяжелые испытания, то у каждого из нас возраст ограничен и хочется жить по-человечески еще в этой жизни.
Добавить комментарий