«Наша колыбель — Золотая Орда, а наша родина — Польша»
Варшава — Татары — одна из небольших этнических меньшинств в Польше. Однако ее проблемами интересуются и перенимают высшие должностные лица в государстве. Руководство страны считает, что татарская культура дополняет и обогащает польский, поэтому поддерживает ее и пропагандирует. Благодаря этому татарский сообщество Польши переживает процесс возрождения.
85 лет исполнилось Объединению мусульман Польши. Это старейшая и крупнейшая в Польше организация, которая объединяет исповедников ислама. По этому случаю во дворце польского президента Бронислава Коморовского состоялась торжество вручения государственных наград заслуженным деятелям мусульманского сообщества Польши.
Костяк польских исповедников ислама составляют татары, так Коморовский прежде обратился к ним. Историк по специальности, он подчеркивает положительной роли, которую польские татары сыграли в истории Польши и играют сегодня.
«Я благодарю польским татарам, польским мусульманам, я желаю вам успехов в рамках процесса модернизации страны, в рамках участия в строении новой версии прежнего мира, который интегрировал мир, что на восток от Польши. Новая версия интеграции — это мир Европы, которая объединяется — Европейский Союз », — говорил Коморовский.
Татары хотят вспомнить забытую родной язык
Муса Чагоровський, представитель объединения мусульман Польши, рассказал Радио Свобода, что Коморовский до татарского меньшинства относится с особой симпатией. Раз, а то и дважды в год польский президент встречается с представителями этого меньшинства. Недавно глава польского государства принял участие в открытии памятника Польском татарин, построенном в Гданьске. Тогда Коморовский отметил, что этот памятник — это проявление польской благодарности для татарских соседей за несколько сотен лет их верной и героической службы Речи Посполитой.
Национальные татарские единицы были в польском войске вплоть до Второй мировой войны.
Чагоровський отмечает, что такая привязанность высшей польской власти к татарам заслуживает особого внимания, ведь татарская община страны невелика — примерно 5 тысяч человек. Все они — потомки крымских и казанских татар, оcелялися на территории на протяжении веков. Представитель мусульманского объединения говорит о том, что польские татары чувствуют поддержку как центральной польской власти, так и региональной, особенно на Подляшье, где есть большое скопление татар.
«Президент неоднократно подчеркивал своем доброжелательном отношении к татарской общины. Есть такая приверженность правительства и органов самоуправления. Многие наши инициативы поддерживает местное самоуправление, мэр города Белосток, воевода. Мы участвуем в различных научных сессиях, культурных мероприятиях, поэтому можно сказать, что сегодня мы переживаем возрождение », — рассказал Чагоровський.
На волне этого возрождения татары Польши начинают изучать родной язык, который уже потеряли. Прошлого года, при финансовом содействии польского государства, в Белостоке организовали обучение татарского языка в ее казанской версии.
Муса Чагоровський говорит, что обучение этой разновидности татарского языка в Польше было легче организовать, потому что в последние годы в страну прибывают выходцы из российского Татарстана. Кроме этого, говорит он, именно на языке казанских татар больше литературы, которая доступна для татар в Польше. Вскоре татарский меньшинство Польши будет свой учебник и разговорник языка предков
По словам Чагоровського, государство всячески поддерживает культурные начинания польских татар, финансово поддерживает татарские журналы, издания книг или, например, проведение фестивалей татарской культуры.
«Мы как татары являются частью культуры Подляшья»
Чем объяснить такое по-особому дружелюбное отношение польских властей к этой меньшинства?
Томаш Миськевич, муфтий польских мусульман, татарин по национальности, объясняет это так: «Наша культура мусульманская, татарский является тем позитивным дополнением, которым Польша может гордиться — есть татары, есть мусульмане, они имеют свою культуру, и одновременно уважают польский, они отличаются культурной идентичностью, имеют свою кухню, свою религию — ислам, и они заботятся о благосостоянии своей страны ».
Как польские татары согласовывают свою мусульманскую веру с европейскостью? Можно говорить о существовании европейской, так сказать, либеральной версии ислама? На этот вопрос муфтий Польши ответил: «Можно ли это назвать европейской версией ислама? Я думаю, что это можно назвать практическим исламом. Так, ислам является нашей религией, но мы граждане данной страны, которая уже 600 лет является нашей родиной, работаем во имя благополучия своей страны ».
Духовный лидер польских татар говорит, что культурное взаимодействие между поляками и татарами взаимополезные. Скажем, регион Подляшья привлекателен для туристов не в последнюю очередь потому, что здесь есть уникальные памятники татарской архитектуры.
«Есть сотрудничество и на региональном уровне, где татары сотрудничают с воеводством в туризме, через свои представительства, поэтому наши отношения очень хорошие. Мы как татары, как мусульманская группа, является частью культуры Подляшья, культуры Польши, поэтому это сотрудничество очень хорошая », — отмечает муфтий.
«Наша историческая колыбель — Золотая Орда, мы мусульмане, а наша родина — Польша» — так муфтий польских мусульман Томаш Миськевич подытожил разговор с Радио Свобода о самобытности польских татар.
Добавить комментарий